16.Зыонг-там-зя-фап - упражнение внутренней энергии - часть I.

Тренировка дыхания Кхи-конг, Ной-конг (мастерство внутренней энергии) играет большую роль в оздоровлении человека как физически, так и духовно. Она поддерживает его здоровье, силы, развивает выносливость, ум, помогает сохранить спокойствие и бодрость.

Для любого спортсмена, особенно бойца, тренировка дыхания, так называемое «умение дышать», является особой формой тренировки психологии. Такие тренировки способствуют развитию духовных качеств бойца, совершенствованию его мастерства. Следует отметить, что тренировки дыхания помогают научиться рационально использовать свои силы, свой потенциал как на тренировках, так и на соревнованиях. Кроме того, они помогают снять внутреннее напряжение, которое во многих случаях является главной причиной всех неудач.
Тренировка дыхания в понимании Кхи-конг очень трудна, так как этот метод довольно необычен и требует много времени.
В приложении (Зыонг-там-зя-фап) первого тома книги я писал:

 

Невозможно сразу почувствовать внутреннюю энергию Кхи, нельзя сразу увидеть результат владения ею. Для достижения успеха необходимо время. Если тренируетесь один год, у вас будет результат тренировок одного года, тренируетесь пять лет – результат пяти лет, десять лет – десяти лет тренировок и т.д.

 

Тем самым я хочу подчеркнуть важную роль времени.
Для того чтобы достичь больших успехов в тренировке упражнений расслабления и всех этапов тренировки внутренней энергии, требуется большое упорство, воля, концентрация внимания, которые помогают победить самого себя.
В своей книге «Метод Зыонг-шинь» («Оздоровительный метод») доктор Нгуен Ван Хыонг писал:

«В древности говорили, что тренировка внутренней энергии требует соблюдения трех единых принципов, трех внутренних сущностей: душа и мысль в единстве, мысль и Кхи в единстве, Кхи и сила в единстве. Единство между душой и мыслью необходимо для концентрации внимания на своем деле, единство мысли и Кхи способствует урегулированию Кхи путем наблюдения за дыханием, только единство Кхи и силы дает конечный результат. Старики считают, что в тренировке дыхания должна быть полная концентрация мыслей. Чем лучше умеешь концентрировать мысли на дыхании, тем лучше слушается и расслабляется тело. В восточной медицине различие между статикой и движением сводится к пониманию правильного дыхания: в дыхательных упражнениях должна быть статика других органов (расслабление тела). Поговорим о взаимосвязанной работе нервной системы и циркуляции крови. Большую часть времени нервы находятся в напряженном состоянии, что вызвано движением. Необходимо уметь сохранять их спокойствие. Если же кровь плохо циркулирует, нужно уметь ввести нервы в движение».


Я вспомнил об этом для того, чтобы в очередной раз призвать всех занимающихся боевым искусством к упорным тренировкам, чтобы вселить веру в этот метод тренировок.
Известно, что каждая школа имеет свои формы и секреты тренировок, но у всех одна цель. Я хочу пожелать каждому занимающемуся крепкого здоровья, силы воли, подвижности, бодрости и человеколюбия.


Упражнение расслабления.
Положение 1.
Из исходного положения стоя, ноги на ширине плеч, руки в форме Тай-дао сложены вверх ладонями друг над другом (левая снизу) и находятся на уровне нижней части живота, постепенно поворачивать лицо вверх, одновременно поднимая обе руки через стороны вверх до тех пор, пока тыльные части кистей рук не соприкоснутся друг с другом.
Положение 2.
Из конечного положения медленно опустить руки и вернуться в исходное положение.
Положение 3.
Из исходного положения медленно отвести руки на уровень талии, руки принимают форму Тай-чао, как бы преодолевая сопротивление воздуха, вытянуть руки вперед и одновременно опустить тело вниз. В конечном положении руки максимально вытянуты вперед, параллельны друг другу, бедра параллельны земле, спина прямая и перпендикулярна земле.
Положение 4.
Из конечного положения медленно вернуться в исходное.
Положение 5.
Из исходного положения так же, как и в предыдущем упражнении, медленно отвести руки в форме Тай-чао на уровень талии, прогнуть тело назад и одновременно медленно, как бы отталкивая воздух, опустить руки вниз. Следует заметить, что в этом упражнении ноги максимально напряжены и выпрямлены.
Положение 6.
Из конечного положения медленно вернуться в исходное.
Положение 7.
Из исходного положения медленно отвести руки в форме Тай-чао на уровень талии, повернуть корпус, шагнуть левой ногой влево, вытянуть руки влево, как бы преодолевая сопротивление воздуха, вес тела перенести на левую ногу, корпус отпустить низко над землей.
Положение 8.
Из конечного положения медленно вернуться в исходное.
Положение 9.
Из исходного положения выполнить движение, аналогичное описанному выше (положение 7), но в другую сторону, то есть вправо.
Положение 10.
Из конечного положения медленно вернуться в исходное.
Все эти движения следует повторять от начала и до конца не один раз, но если вам больше нравится выполнять не весь комплекс сразу, а по положениям, можете тренироваться в таком порядке, как вам угодно. Желательно заниматься этими упражнениями утром или вечером перед сном. Кроме того, их хорошо выполнять после работы, в конце тренировки.


Дыхание. Вдох выполняется для нечетных этапов, выдох для четных. Глубокое дыхание выполняется с участим живота (вдох – носом, выдох – ртом). При этом время вдоха и выдоха одинаковое и совпадает с движениями каждого этапа.
Это упражнение формально является упражнением на расслабление в сочетании с движениями. Для тех, кто серьезно тренирует внутреннюю энергию (Ной-конг), это упражнение имеет глубокий смысл. Оно является базовым упражнением подготовки естественных положений для ведения Кхи. Это первый этап мысленного процесса ведения Кхи.