Философия Школы Нят-Нам

 

Самое главное для каждого из нас - вечное совершенствование, стремление к свету, духовности.

Борьба с самим собой нелегка, она длится всю жизнь и не дается без потерь и ошибок.

Стать сильнее и чище можно лишь преодолев собственные слабости и сомнения, перешагнув через "эго" личного "я".

Профессор Нго Суан Бинь

 1. Методологические принципы

Добиваться качества, не гнаться за количеством.

Этот принцип предполагает постижение самой сути учения, как говорится: «копаешь долго – найдешь многое», «прочно закладывать – крепко стоять», то есть ничего не делать наспех, напоказ, хвастая количеством сделанного.
Изучение борьбы требует глубокого понимания сущности каждого движения, приема до тех пор, пока не станут простыми – «есть, но нет, нет, но есть».
Мой учитель часто рассказывал такую историю:
«Один юноша отправился на поиски учителя боевых искусств. Встретив мастера, известного своим талантом и знанием особых приемов, он обратился к нему с просьбой:

- Учитель, прошу вас принять меня в ученики на три года.
- Нет, ответил холодно учитель, я не буду тебя учить.
- Учитель, возьмите меня в ученики на десять лет.
- Нет.
- Тогда возьмите меня учеником на всю жизнь.
- Хорошо, я возьму тебя, сынок, согласился учитель».
Помню, мне и тогда понравился этот несколько странный рассказ, но только много лет спустя дошел до меня его глубокий смысл: если решил что-то изучить, не спеши («торопливость бесплодна»), будь терпелив, уйди с головой в учебу, забудь о времени, отданном учебе, но днем и ночью думай о своем предмете, чтобы мысль о нем стала твоей второй натурой. Нередко горячее желание поскорей овладеть мастерством мешает ученику добиться успеха. Понятно, почему мастера боевых искусств не берут в ученики нетерпеливых, торопящихся быстрее добиться цели, не учитывая своих возможностей.
Рассказывал учитель и другую историю:
«Ползла как-то многоножка по земле, быстро-быстро перебирая своими многочисленными ножками. Увидел ее червяк и, поздоровавшись, воскликнул:
- Вот это да! Иметь столько ног, так быстро шагать и не запутаться. Ты просто молодчина!
Никогда еще многоножке не приходилось слышать таких похвал в свой адрес, и ей, разумеется, было очень приятно.
- И то правда, подумала она, ведь у меня с обеих сторон по доброй сотне ног, а я свободно управляю ими. Она повернула голову к червяку и проговорила:
- А ты знаешь, почему мне удается шагать сразу всеми ножками?
И, не дожидаясь ответа, принялась объяснять:
- Сделаю шаг первой ножкой справа и сразу же делаю шаг первой ножкой слева, говорила многоножка и показывала червяку, как это делается. Вначале все шло гладко, но через некоторое время все перепуталось: передняя ножка, задняя ножка, седьмая ножка слева, восьмая ножка справа. Ножки стали почему-то налезать друг на друга, цепляться одна за другую, и многоножка завалилась набок».
Ничто не сравнится с той естественностью, которая появляется на вершинах мастерства. Многоножка могла управлять всеми своими ножками только тогда, когда она делала это естественно, не задумываясь, поскольку это было ее врожденной способностью. Именно этого и следует добиваться, занимаясь боевым искусством, добиваться в борьбе той высшей способности, когда руки и ноги становятся вашим послушным орудием, как бы продолжением вашей воли. Такая способность есть не что иное, как условная реакция, доведенная систематическими тренировками до степени инстинкта. На начальных этапах изучения Куен следует внимательно следить за собой и подправлять каждое неверное движение: следить, например, как распределена тяжесть тела в той или иной стойке, каково расположение рук, как и в каком направлении перемещаются ноги, какой длины должен быть шаг и т.д. Таким образом, постоянно обдумывая и многократно повторяя каждое упражнение, можно добиться истинного совершенства в их выполнении.
Можно, правда, заучивать комплексы упражнений и по-другому – бездумно повторяя их бесчисленное количество раз, добиваясь безошибочного выполнения от начала до конца. Однако, заучив хоть сотню комплексов таким способом, вы едва ли сможете применить их в реальной боевой ситуации.
Школа Нят-Нам имеет много особенных и оригинальных Куен, каждый из которых содержит многовековой, добытый потом и кровью творческий опыт наших предков. В каждом приеме есть твердое и мягкое, напряженное и расслабленное, пустое и полное, высокое и низкое, дальнее и близкое, подвижное и неподвижное, действительное и мнимое. В природе не существует покоя, нет определенности и трудно предугадать возможные изменения в ней. Так же и в бою. Необходимо овладевать каждым приемом так, чтобы им можно было отразить сотни других.
Таков смысл принципа «Добиваться качества, не гнаться за количеством».

Понимать многое, отрабатывать конкретное.

Мастера говорят: «Все в мире имеет предел: и жизнь человека, и силы человека. Человеку и 300 лет было бы мало, чтобы достичь истинного мастерства». Значит ли это, что мастера - пессимисты? Нет. В этих словах таится глубокий смысл. Человеку недостаточно одного лишь желания трудиться для познания истины. Он должен максимально сосредоточить свои силы и направить их в нужное русло. Чтобы достичь вершины, нужно правильно выбрать путь и разумно расходовать силы. Тот, кто стремится узнать как можно больше без желания постичь глубину знаний, не постигает вершины познания. Народная мудрость гласит: «Спеши медленно».

Один ученик много лет упорно учился у мастеров искусству борьбы. Однажды он решил, что достиг вершины мастерства, и отправился путешествовать, чтобы найти себе равных и испытать себя. Странствуя, он встретил в лесу старика. Тот сосредоточенно бил руками по дереву, то ускоряя удары, то замедляя их, то усиливая, то ослабляя. Юноша удивился и, подойдя ближе, спросил: «Дедушка, это у вас тренировка? Чему вы так можете научиться?» Старик, не обращая внимания на парня и не прекращая удары, спокойно ответил: «Мастерству». Юноша обрадовался, как радуются, когда находят диковинный алмаз. Он сказал: «Остановитесь на минутку и испытайте свое мастерство в поединке со мной». «Хорошо», - ответил старик. Оба бойца заняли боевые позиции. Старик стоял прямо и уверенно, как старый дуб. Молодой человек маневрировал, демонстрируя отточенную технику движений, меняя стойки. «Я начинаю», - предупредил старик и молниеносным ударом кулака в грудь сбил молодого человека на землю. Юноша, очнувшись, поднялся на ноги, но снова был сбит с ног уже более легким ударом в голову. После этого старик вернулся к дереву и продолжил тренировку, как будто ничего и не произошло. После второго удара молодой человек встал и с уважением спросил, как ученик учителя: «Дедушка, простите, можно задать один вопрос?» «Пожалуйста», - ответил тот. «Какую технику вы применили в поединке со мной?»
Старик засмеялся и сказал: «Ничего особенного я не применял. Все просто. Я долго тренирую удар, и он становится быстрым и сильным».
Истина всегда проста. Чтобы обрести мастерство, надо идти от простого к сложному. В сложном надо найти простое, а в простом – сложное. Чтобы овладеть искусством борьбы, необходимо тщательно и многократно отрабатывать множество приемов, изучить и плохие, и хорошие стороны каждого из них. При этом каждый занимающийся должен выбрать наиболее приемлемую для себя технику ведения боя, добиться ее понимания и отточенности исполнения.
Молодой человек стремился узнать как можно больше, но не познал глубины изучаемого, а старик тренировал каждый составной элемент, обдумывал его до тонкостей.
Для достижения мастерства, необходимо из огромного объема знаний уметь выбрать свое: свою тактику, свой каскад приемов. То есть то, что соответствует вашим силам и способностям. Долгая и упорная работа над ними позволит вам обрести себя, преодолеть свои слабости, овладеть истинным мастерством.
Когда вы сталкиваетесь в боевой ситуации с более сильным противником, используйте принцип «Понять сложное – применить простое». Это поможет вам легко разобраться в сложном каскаде приемов соперника и применить в ответ обдуманный, наиболее эффективный, тщательно изученный прием. В боевой ситуации силу побеждают ловкостью, осторожностью, точностью и хладнокровием.

Постигать суть, а не форму, овладевая формой, помнить: скорлупа – лишь вместилище ядра.

В древности говорили: «Корни растят крону» или «Лучше добротный материал, чем красивая раскраска». Эти выражения имеют глубокий смысл в обучении борьбе и оценке уровня мастерства учеников, каждый из которых должен прочно усвоить преподносимые ему знания. Любое мгновение может принести победу или поражение, а значит, никому и никогда не позволяется допускать и малейшей ошибки в нападении или защите. Мне хорошо запомнился рассказ учителя:
«Какой-то гончар-подмастерье, увлеченный красотой своих кувшинов, отделал и разрисовал их так, что даже донца не оставил без раскраски. Но, к сожалению, он не уделил должного внимания глине, и, когда поставил их в раскаленную печь для обжига, все кувшины потрескались и пропали».
То же и в занятиях боевым искусством: если боец заботится только о красоте поз и стоек, он уподобляется этому гончару. Вышеуказанный принцип советует бойцу, сознавая смысл действий, одновременно обращать внимание на отработку приемов. Если нас не слушаются руки и ноги, то как бы ни были хороши наши замыслы, мы никогда не сможем победить даже малоопытного противника.
Прежде чем строить водохранилище, заботятся об источниках воды, способных наполнить его. Поднявшись, эта вода может при умелом управлении выполнить самую неимоверную работу. Ее можно пустить и небольшой речушкой, и грандиозным потоком.
Мастер борьбы – это тот, кто умеет правильно накапливать и распределять свои силы, кто может направить их поток в нужное русло, и тогда, подобно водопаду, они способны увлечь за собой камни.

Сознание рождает действие.

Уже в древние времена борьба была не только методом физической закалки тела и наращивания силы рук и ног, но и способом воспитания Воли, помогающей обрести свое Дао для достижения совершенства. Желающий стать героем в настоящем смысле должен иметь такие качества, как ум и мужество, он должен быть отличным бойцом и одновременно поэтом, его превосходное знание искусства борьбы должно сочетаться с волей и решительностью. «Сознание рождает действие» - основной принцип, согласно которому уровень действия соответствует уровню нашего сознания. Ум, наблюдательность, способность к анализу своих действий – вот три качества, необходимые «Стремящемуся» для достижения цели своей жизни.
Мой учитель рассказывал:
«У одного известного учителя было много учеников. Среди них был ученик, который по прошествии некоторого времени решил, что уже научился всему у своего учителя, и попросил разрешения отправиться на поиски нового учителя, чтобы обрести знания нового мастерства. Спустя 15 лет он вернулся к своему старому учителю и сказал:
- Учитель! С тех пор как я вас покинул, я достиг высокого мастерства.
- Я рад за тебя. Как называется твое мастерство?
- Учитель, я могу ходить по воде без всяких предметов.
- Боже мой! То, на что ты потратил 15 лет, я и твои друзья могли делать сразу и не потеряли на это ни одной секунды.
Ученик не поверил словам учителя, и тот, чтобы убедить его, привел своих учеников к реке и подозвал лодочника, который и перевез всех на другой берег. После этого старый учитель сказал:
- Видите! Знание – это море, и если не сделать правильный выбор Пути, то и тысячи лет не хватит, чтобы постичь его. Поэтому скажите мне, если вы на своем Дао будете полагаться на волю случая, сколько десятков тысячелетий вы потратите?»
А вот другой рассказ:
«Один учитель был очень известным мастером в искусстве написания иероглифов. Написанные им слова отличались красотой и легкостью. Однажды к нему в гости приехал поклонник этого искусства и подарил 100 лоскутов парчи с просьбой написать в качестве ответного подарка одно слово. Учитель, обрадовавшись, сразу же захотел показать свой талант незнакомцу и своим ученикам и приказал приготовить все необходимое.
После того как все было готово, он приступил к делу. Учитель поднимал и опускал руки, делал роскошные движения, чтобы написать слово, показывающее его мастерство, но, из-за того что внутри у него горело только желание похвастаться, первые черты получились твердые и некрасивые. Недовольный, он взял другие лоскуты и стал писать другие слова, но чем больше старался, тем хуже получалось. С каждым разом он все больше и больше терялся перед гостем и учениками.
Много десятков лоскутов парчи исписал учитель, но ничего не получалось. Незнакомец и ученики поняли трудное положение учителя и медленно покинули комнату, оставив его наедине с разбросанными неудачными лоскутами. Благодаря тишине учитель понял свою ошибку и спокойно написал на единственном оставшемся лоскуте парчи слово «удача». Это было самое красивое и самое живое слово в его жизни».
Вначале учитель неудачно писал слова, потому что его душа была неспокойна, а голова занята множеством мыслей. Он спешил показать себя. Когда же он успокоился, забыл свое «я», то успех не заставил себя долго ждать. Успех сопутствует спокойной душе и просветленному разуму.
Каждая настоящая школа борьбы требует от своих бойцов, кроме физических качеств, утонченности чувств, хорошей памяти и разумных рассуждений.
Нят-Нам – одна из таких школ. Поэтому все приемы, содержащие элементы и атаки, и защиты, были построены на рациональности и простоте. Каждое движение в наших приемах должно быть правильно понято и осознано, чтобы его можно было правильно применить в конкретной ситуации. Наша школа не считает, что учить приемы или Куен – это самое главное дело, или тренировать те же приемы до автоматизма всю жизнь. Мы считаем, что приемы и отработанные до автоматизма упражнения есть средство для прохождения первого этапа обучения. Они образуют основу для дальнейшего развития.
В бою Нят-Нам использует ловкость против силы, качество против количества. Тактика школы основана на понимании того, что подвижность постоянно претерпевает различные превращения, неподвижность – инертна, труднее парировать подвижность, легко справиться с инертным противником.
Вот почему наша тактика построена на применении активных контратак, а не пассивной защиты. Это требует от бойцов быстрой реакции, исходящей от их чувствительности и ума. Нельзя не учиться головой. Только таким образом движение может слиться с сознанием и стать его продолжением в единстве.

Воля и дух нужнее рассуждения.

Школа Нят-Нам придает особенно важное значение интеллектуальному развитию своих учеников. Кроме напряженных физических тренировок, процесс обучения затрагивает и такие области знания, как психология, анатомия, физиология человека и др. Каждый ученик, желающий добиться успеха, должен постоянно работать над собой, усваивая эти науки.
Принцип «Воля и дух нужнее рассуждения» ставит на первое место упорство в работе. Это, безусловно, не значит, что способность правильно мыслить отодвигается на второй план и на нее не стоит обращать внимания. Смысл этого принципа в том, что даже самый светлый ум, способный во всех подробностях усваивать науки, не может достичь совершенства, если не подкреплен такими качествами, как воля и дух. Недаром говорят: «Собираешь долго – набьешь полную корзину» или «Капля за каплей – и кувшин полон». Всем, наверное, известен рассказ о том, как на соревнованиях по бегу упорная черепаха победила хвастливого зайца. Тот же смысл содержит в себе и другой рассказ:
«Какой-то музыкант хвалился перед толпой учеников своей игрой и тут вдруг заметил керосинщика, который проходил мимо с отсутствующим взглядом, словно бы таланта музыканта для него не существовало. Почувствовав себя уязвленным, музыкант встал на пути керосинщика и, повысив голос, сказал:
- А у тебя, старик, видно, и вправду есть талант, если так позволяешь себе насмехаться над другими?
- Какое там! Я просто керосинщик, продаю керосин. Самый обыкновенный человек. Разве что керосин умею разливать осторожно, - ответил спокойно старик.
Музыкант и его ученики громко расхохотались.
- А ну-ка, покажи нам, как ты это делаешь. Это тоже ведь талант.
Старик молча достал из кармана монету с небольшим отверстием посередине, тщательно оттер ее от пыли, положил на высокое горлышко бидона и, подняв бак с керосином, стал наливать в бидон тонкой струйкой керосин, который равномерно, минута за минутой, тек через отверстие монеты, пока бидон не заполнился. Ни одной капли не упало на землю».
Так, благодаря упорству и любви к своему делу, керосинщик достиг высшей ступени мастерства.
В системе упражнений школы содержится набор упражнений базовой техники. И хотя они довольно просты и легко могут надоесть в процессе тренировок, их необходимо упорно и тщательно отрабатывать. Как говорится: «Чем прочнее и глубже фундамент, тем выше башня». Поэтому именно в самом начале, при отработке техники рук и ног, внешних упражнений, техники перемещения, если ученик не проявит должного старания, трудно надеяться на дальнейший успех.
Чтобы добиться результатов в преподавании и тренировках, школа Нят-Нам берет за основу древние методологические способы, которые будут изложены ниже.

2. Методологические способы.

Сначала закали волю и дух, потом учись мастерству.

В нашей школе из поколения в поколение ученики передают друг другу один рассказ:
«Попросились как-то десять юношей в ученики к одному мастеру боевых искусств. Но проходит три года, а учитель словно и не думает о них. Кое-кто из наиболее нетерпеливых вскоре покинул мастера. Через некоторое время еще несколько ребят последовали их примеру. В конце концов остался один-единственный парень, который, не считаясь со временем, с утра до поздней ночи гнул спину на работе по дому.
Однажды вызывает его мастер к себе и спрашивает:
- Ну, а ты почему не уходишь?
- Учитель, я решил учиться у вас и хочу лишь одного – заниматься с вами.
- Возвращайся домой, я не стану обучать тебя.
- Простите, учитель, но вы не такой человек.
- Откуда тебе это известно?
- Об этом мне сказали ваши повседневные дела.
- Ну что ж, тогда я рад, сынок!
- Я не понимаю, чему вы радуетесь, учитель?
- Я рад тому, что ты успел усвоить три первых, самых трудных, мои предмета.
И с той поры мастер стал посвящать ученика в секреты боевого искусства».
Рассказ прост, но только после долгих раздумий я понял, что этими тремя предметами были ТЕРПЕНИЕ, ВЕРА и НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ.
Когда мастера далекого прошлого заставляли новичков по два-три года прислуживать им по дому, это было отнюдь не желание воспользоваться даровым трудом. Таким образом происходил отбор кандидатов, проверка их качеств. Ведь недаром гласит древняя мудрость: «Огонь испытывает золото, а трудности – человека».
Чтобы достичь мастерства, необходимо пройти суровые испытания и столкнуться с большими трудностями. Поэтому школа Нят-Нам вначале воспитывает человека, а лишь потом учит его мастерству. Это один из ее основополагающих принципов, ибо известно, что «воспитанный» - значит «образованный», хотя «образованный» еще не значит «воспитанный».

Сначала научись сознавать, потом действовать.

Этот подход в обучении искусству борьбы во многом сходен с принципом «сознание рождает действие», но в способе тренировки мастерства носит еще более глубокий смысл.
«Рассказывают, жил когда-то мастер боевых искусств, имя которого было известно по всей округе. Только методы у него были настолько необычны, что мало кто мог пройти курс обучения. Но вот приходит однажды к старику какой-то худенький паренек и просится в школу, обещая послушно выполнять любые требования учителя.
Однако уже в первые дни видит ученик, как время от времени появляется учитель с палкой и молча бьет его по заду. Считая, что ему попало за какую-то оплошность, парень, несмотря на боль, покорно сносит побои. Но с каждым разом удары становятся все больнее, причем теперь достается не только заду, но и плечам, и спине, и рукам, и даже голове. Не в силах больше сносить побои, ученик стал изо всех сил стараться не пропустить момента появления учителя и избежать по возможности его грозной палки. И странно, каждый раз, когда удары не достигали цели, учитель не только не ругался, а вроде бы даже оставался доволен, словно поощряя ученика в его усилиях.
Спустя год учитель изменил тактику: теперь он стал наносить удары то сверху, то снизу, то справа, то слева, то открыто, то внезапно из укрытия. Не давая несчастному ученику ни минуты покоя, он бил его и во время работы, и за едой, и в минуты отдыха. Между ними будто возникла незримая нить, связавшая учителя и ученика, они как бы условились играть в какую-то таинственную игру.
Вынужденный находиться в постоянном страхе, в постоянной готовности избежать ударов, когда все нервы и мышцы напряжены до предела и готовы к действию, ученик постепенно приобрел удивительную способность предугадывать появление старика, предчувствовать его агрессивные намерения. Он так наловчился избегать ударов, что уже с закрытыми глазами, лишь по легкому колебанию воздуха догадывался о приближении учителя и успевал уклониться от вездесущей палки.
Спустя пять лет чувствительность ученика сделалась поистине фантастической. Да и ему самому уже нравилась эта страшная игра. Только теперь, как бы бросив вызов, старик стал гоняться за парнем буквально повсюду, стремясь во что бы то ни стало достать его своей палкой. Однако все было напрасно.
И вот однажды ранней осенью, вечером, когда на небе взошла полная светлая луна, старик прислал за учеником, пригласив его в свою келью, куда тот даже не смел заглядывать. Ученик шел, обуреваемый волнением, полный приятных мыслей: «Видно, после стольких лет моего смирения и терпеливой службы учитель поверил мне, полюбил и хочет наконец передать секреты своего мастерства».
Войдя в келью, ученик опустился на колено, склонившись в приветственном поклоне, а когда поднял голову, увидел учителя, облаченного в торжественные одежды. От горшочка с воткнутыми в песок благовонными палочками плыли клубы ароматного дыма. Подняв с земли ученика, старик заговорил дрогнувшим от волнения голосом:
- Сын мой, собирайся в дорогу. Завтра ты покинешь эти горы и уйдешь отсюда навсегда. Этим вечером мы должны проститься с тобой.
Ученик в смятении пал на колени перед стариком.
- Учитель! Скажите, чем провинился ваш сын, за что вы прогоняете его?
- Нет, сынок, ты не совершил ничего плохого. Просто ты изучил все, что я могу тебе передать, - мягко ответил старый мастер после минуты молчания.
- Но, учитель, я ведь еще не приступал к занятиям!
- Мастером в нашем деле считается тот, кто овладел искусством защиты, умением избегать ударов. И уж если даже мне не удается достать тебя своей палкой, то кто, скажи мне, может сравниться с тобой?»
В этом рассказе есть, конечно, некоторая натяжка, но по духу он хорошо передает смысл бесспорной истины: в боевом искусстве нет ничего, чем не смог бы овладеть каждый, кто обладает упорством и будет обдуманно, систематически работать над собой.


Чтобы защищаться, надо хорошо понимать атаку.


Основным принципом школы Нят-Нам является «активная защита». Этот подход в тактике защиты основан на анализе психологического состояния атакующего, тех ошибок, которые он невольно допускает в той или иной ситуации. В таком понимании приемы защиты были построены с учетом специфики школы, обеспечивая как высокую личную безопасность, так и эффективность в контратаке.
Все практические методы, такие как «уход от контратаки», принятие удара для контратаки и т.д., которые будут изложены в разделе «Тактические методы защиты», основаны на понимании принципа, отраженного в заглавии метода. Его применение напоминает ситуацию, в которую попадает охотник, стреляющий в упор крупную дичь. Если он промахнется или только заденет жертву, зверь бросится на охотника, тогда ему будет трудно сохранить свою жизнь.
Тактика активной защиты против атаки, иными словами, «опережающей контратаки» необходима для того, чтобы ударами в открытые места расстроить замыслы соперника в тот момент, когда они только зарождаются, когда противник готовит или начинает удар.

Чтобы атаковать, надо уметь хорошо защищаться.

Метод атаки, которая выражается таким образом, на первый взгляд кажется непонятным и противоречивым, однако имеет глубокий смысл, отражая правило борьбы: «Прежде чем атаковать, обеспечь собственную безопасность», «Хорошо держись перед атакой», «В атаке не забудь о защите». Надо понять, что при этом обеспечивается собственная безопасность при достижении поставленной цели в атаке.
Указанный принцип сродни тактике удава, подстерегающего добычу; лисы, которая, не умея летать, умудряется ловить крупных птиц; тигра, ловящего быстроногую лань. Недаром говорится: «Умный не выставляет свои таланты» или «Принял решение – не раскрывай замысла». Все эти пословицы учат бойцов скрывать до времени свой главный план, не обнаруживать его перед противником.
Тактическое мастерство, собственно, и сводится к этому принципу. Создание неожиданной ситуации в бою, умение замаскировать свой главный замысел, свой основной атакующий прием, чтобы противник не смог принять ответные меры, - в этом высшая тактическая мудрость, непреложный принцип таких приемов, как «прямая активная атака», «провокационная защита для атаки» и т.д., изложенных в главе об основных тактических методах. Все они так или иначе учитывают правило: «Главным является собственная безопасность».
Однажды на тренировке, увлекшись атакой, я стал наносить верхние удары по лицу противника. Вдруг он опустился в нижнюю стойку и нанес несильный удар по моей опорной ноге. Это не ускользнуло от глаз нашего учителя, однако он отвернулся, не произнеся ни слова. Потом я несколько недель ломал голову, размышляя над выражением упрека, мелькнувшего в его глазах. В другой раз, тренируясь с напарником, я уловил ошибку в его стойке и тут же решил провести удар. Но, бац! – и я лечу на пол, так как партнер посек мою опорную ногу. И на этот раз я заметил на себе взгляд учителя, который снова молча отвернулся в сторону. Только значительно позже, уже став взрослым, я понял, что выражал его взгляд: «Я раскрыл тебе все принципы древнего учения, сынок. Но чтобы овладеть ими, надо платить. И чем глубже хочешь проникнуть в них, тем выше цена».
Воистину: «Немало надо хлебнуть, чтобы сесть на один коврик с мастером».

Умение защищаться и атаковать – гарантия победы.

Это последний, обобщающий принцип древнего учения. Только тот, кто познал, что такое «горячо», понимает, что такое «холодно», и наоборот. Такова, казалось бы, простая, но вместе с тем труднопостижимая истина. «Внешне нет, но фактически есть, и внешне есть, но фактически нет».
Боец, хорошо владеющий искусством защиты, должен чувствовать психологию противника, предвидеть его тактику в атаке. И наоборот, когда представляется случай атаковать самому, то он лучше, чем кто-либо, должен чувствовать все уловки в защите противника («ложная пустота», «настоящая пустота» и т.д.). Не случайно мой учитель любил напоминать историю о лисе, подстерегающей курицу и не замечающей, что ее саму подстерегает волк. Необходимо, как бы говорил он этой историей, видеть перипетии жизни, не упуская ничего из виду. Добрый человек никого не обманет, но и себя никому не позволит обмануть. Настоящий боец, в нашем понимании, кроме обладания разумной тактикой, должен уметь правильно действовать.
Вот почему в школе Нят-Нам придают такое большое значение тактике защиты, считая, что обладание ею есть фундамент, на котором строится вся подготовка бойцов, основной задачей которой является обеспечение собственной безопасности во всех боевых ситуациях, используя при этом не только тактику активной защиты, но и тактику разнообразных внезапных атак. В этом и состоит смысл последнего принципа.