Самое главное для каждого из нас - вечное совершенствование, стремление к свету, духовности.

Борьба с самим собой нелегка, она длится всю жизнь и не дается без потерь и ошибок.

Стать сильнее и чище можно лишь преодолев собственные слабости и сомнения, перешагнув через "эго" личного "я".

Профессор Нго Суан Бинь

Школа Нят-Нам

О.Карцев, газета "Знамя Юности", 1990г.

Недавно в БГОИФК проходил учебно- аттестационный семинар по ушу, на котором цикл лекций и практических занятий с тренерами республики провел профессор Нго Суан Бинь, основатель одного из самых эффективных стилей вьетнамского кунфу — Нят-Нам.
Профессор Бинь приехал в Минск, чтобы открыть в СССР школу своего стиля. Опытные вьетнамские тренеры будут по контракту популяризировать эту борьбу у нас.
Сам профессор — очень авторитетный в мире человек, автор трехтомной монографии «Нят-Нам», крупный специалист восточной медицины и иглотерапии.
Профессор, расскажите об истории и истоках возникновения вьетнамских боевых искусств.
— Будем пользоваться европейским летосчислением. В первом тысячелетии нашей эры Вьетнам представлял собой одну из провинций Китая. Заселен был большими и малыми нациями и народностями, каких и сейчас много в

стране. Официальных документов о вьетводао до XIII века мы не имеем. В этом веке в эпоху Ли и Чан была одержана крупная победа над Китаем.
Появились первые упоминания о национальной борьбе в документах Китая и Японии. Корнями она уходит в центр Вьетнама — провинцию Ноан Ай. Отсюда в старину наши цари брали себе в охрану лучших бойцов. Эта провинция дала Вьетнаму 80 генералов древних войск. Кстати, отсюда родом и Хо Ши Мин. Сильный импульс к развитию боевые искусства получили во время борьбы с французскими колонизаторами. В это время сформировались многие стили. В их числе Семь Гор, Нем Стин, Меу, Лиу Дой. Нятнам — одна из многочисленных школ, появившихся на земле Ноан Ай. Вьетнам всегда испытывал сильное влияние Индии с Запада и с моря, Китая — с севера. У нас становились известны школы этих стран. Существует вьетнамская разновидность Шаолинь — Винь-Чань. Успешно развивается и большое количество других китайских стилей кунфу.
Конечно, каждая школа отличается своими методами, организацией и учениками.
— Хотелось бы знать побольше об особенностях вашей школы.
— Мы считаем ее одной из наиболее сильных. Поясню название, состоящее из двух слов — нят-нам.
Нят — вобрало в себя множество значений и отражает идейную суть борьбы: один, общий, соединяющий, несущий общую идею, солидарный.
Нам — тоже имеет несколько значений. Первое — пожелание «южного попутного ветра», «пожелание хорошего». Второе — связано с традиционной восточной астрологией и соответствует счастливым южным волнам космоса.
Название школы по гороскопу соответствует двум счастливым числам - 5 и 7. Эти числа — символы южных сил космоса, и они благоприятствуют по времени появлению Школы Нят-Нам, а это предсказывает ей долгую жизнь.
Эмблема нашего стиля — сочетание трех фигур — Луны, Дикого Петуха и Змеи. По мифологии моего народа, петух — символ света, победы, стремления к доброму. Он побеждает змею — которая олицетворяет зло, темноту, несовершенство.
Луна — дает скромный свет, что говорит о скромности школы. Символика имеет и другое философское значение.

Добро и зло всегда идут параллельно, поэтому петух и змея в одном круге. Если человек не замечает зло, он не может быть совершенным. В борьбе Нят-Нам всегда должно быть стремление победить в себе темные силы, познать самого себя.

 

— Считаете ли вы свою школу сильнейшей?
— Вьетнамская скромность не позволяет так судить о нашей школе, но многочисленные соревнования показывают, что Нят-Нам — одно из наиболее эффективных направлений, к тому же научно и теоретически обоснованных.
— Как проходят ваши тренировки?
— Нами разработаны десятки методов тренировок рук, ног, передвижений. Школа имеет 32 основных куэна, аналога китайских тао, которые в свою очередь разделяются на множество направлений. Есть сотни упражнений в этапах, методы работ в темноте, с оружием, на выработку энергетики, силы.
Цель тренировки — добиться такого совершенства, чтобы в бою не задумываться над своими движениями. Они должны быть естественны. Хороший боец — это музыкант, играющий на пианино, его руки, движения тела должны звучать.
— Какова система степеней мастерства в школе?
— В вьетводао практикуется 12 нан, созвучных японским «данам». Первые четыре — это наны учеников и помощников учителя. Пятый и шестой — высокий уровень учителя. Седьмой и восьмой - крупный мастер кунфу, хранитель школы. Девятый нан — это очень большая степень мастерства. 10, 11, 12 — это абсолютные наны.
— Какой нан у профессора?
— У меня пока девятый. Но получить каждый последующий нан становится все труднее. Десятый и одиннадцатый — это наны для внутренней энергии. Обладатели их для европейцев выглядят магами и чародеями. Как правило, эти мастер лечат, а не борются.
Двенадцатый нан — это нан высочайшего интеллекта, ума, философий.
— Расскажите о питании.
— Много — это плохо.
— Как оказываете помощь в случае возникновения травмы на тренировке?
— Есть большое количество упражнений, массажа, лекарств. Каждый учитель знает их.
— Какое место отводится в вашей школе для подготовки солдат вьетнамской армии? Говорят, что за мастерами кунфу воины буквально охотятся, лишь бы получить знания.
— С армией у нас тесная связь. Ведь в Нят-Нам большое количестве упражнений для тренировок силы нервов. После боя всегда возникает необходимость быстро восстановиться, расслабиться. Есть различные способы массажа, в том числе и для снятия боли после ранения.
Для занятий Нят-Нам не требуется ни залов, ни спортивных снарядов. Выбрал место и занимайся в любое удобное для себя время.
— Какие существуют способы тренировок внутренней энергии?
В ответ на этот вопрос профессор обыкновенной иглой проткнул ceбе руку и предложил ее вытащить. Сделать это никому не удалось, тело словно превратилось в бетон. Сам же Бинь легким движением вынул иглу. После лекции слушатели семинара горячо поблагодарили профессора боевых искусств Нго Суан Биня за интересную беседу, на ступеньках института физкультуры сфотографировались с выдающимся мастером, который на прощание скромно пожал всем руки.