Понятие о Куен должно исходить из его духовной идеи, которая выражается в гармонии движений по разнообразным траекториям.
Трудно достичь желаемых результатов, если не отличать специфику тренировки Куен от других видов тренировок. Кроме того, метод тренировки Куен требует от занимающегося еще и личного подхода, старания, воли, способности понять и решать в каждой конкретной ситуации.
Человек считает себя естественным существом в природе, он открывает «дверь своей души», чтобы мог войти ветер; с голой головой и босиком ходит по земле, спит на воздухе, возвращается к природе и сливается с ней. Таким он и должен быть, когда тренирует Куен.
Когда я беседовал со старшими о таком понятии, как физическая сила, то часто слышал интересные выражения: «Вода обтекает камень», «Ветер не ломает камыш», потому что они легко изменяют свою форму под действием силы, как бы «уступают» ей. Или еще: «Сколько не стучи палкой по барабану – не испортишь, но как легко уколет его маленькая игла».
В провинции Тхань-Нгэ я наблюдал очень интересный случай, когда парень, пользуясь лишь маленькими ветками бамбука, легко отбивал стрелы, непрерывно летящие в него из четырех луков. Один старик мне объяснил: «Внезапная сила имеет большой потенциал, как брошенная веревка с привязанным к ней камнем».
В Куен мягкость и жесткость надо понимать как отражение в воде двух различных предметов, сливающихся только тогда, когда вода неспокойна.
Сознание Куен должно быть очень подвижно и рационально, подобно тому, как отдельные звуки у опытного музыканта складываются в прекрасную мелодию.
Каждая тактика: жесткость против жесткости, мягкость против жесткости, перемещение тела для «приема» силы, отклонение для контратаки – требует тщательной отработки. Таким образом, каждый Куен имеет свой неповторимый характер, свою специфику. Нельзя необдуманно изменить порядок движений, только строгая последовательность действий создает совершенный Куен.
В Куен, где основная тактика – «жесткость против жесткости», требуются скорость, точность, жесткие прочные стойки, сильные удары, быстрое чередование приемов. При этом занимающемуся не обязательно быть гибким, ловким, чувствительным. В других Куен, где основная тактика – «чистая жесткость», занимающемуся нужны смелость и упорство, а также точное выполнение всех требований к упражнениям. В Куен, где основная тактика – «мягкость против жесткости» (переход мягкости в жесткость, жесткости в мягкость, то есть чередование мягкости и жесткости), требования совсем иные. Кроме необходимой соответствующей стойки, положения рук, очень важны чувствительность к прикосновению, интуиция, чувство скорости, направления удара противника для его отведения и максимального использования для контратаки.
Поэтому тренировка Куен «мягкого стиля» требует от занимающегося большой чувствительности, умения представить удар и в зависимости от ситуации войти в нужный образ: тигра, змеи, обезьяны. Тело становится податливым, подвижным, способным легко выполнять трудные движения по сложным траекториям. В первое время тренировка этого стиля кажется трудной, неясной, но с каждым днем, побеждая лень и нетерпение, преодолевая трудности, познавая научную и прикладную сторону этого Куен, знакомясь с использованием техники, основанной на сложных перемещениях тела с применением скольжения, поворотов, разнообразных ударов руками и ногами, вы научитесь воспринимать силу противника для достижения своих целей. Осознав это, вы откроете для себя новый увлекательный мир, полный света и радостной духовной жизни. Эта радость имеет общественное значение, так как помогает многим в их трудной и безысходной жизни найти спасительный выход и открыть свою душу для нового восприятия мира.
Изучив другие вьетнамские школы боевого искусства, особенно через Куен, я могу утверждать, что наши виды боевого искусства имеют свои специфические особенности. Например, техники Вуот-ти-ньян, Ванг-кот-тан, Ва-ха-бан из района Иэн-тхэ благодаря накопленному веками опыту могут противостоять таким приемам китайского ушу, как «длинный меч», «длинное копье», «длинный кулак», или техникам Ланг-са-во, Ном-уп из районов Тхай-Бинь и Нгэ-Ан.
Если рассматривать разные виды старинного оружия наших предков и сравнивать их с оружием китайских мастеров, то нетрудно заметить отличия и преимущества нашего оружия, особенно в ближнем бою против более высоких и мощных противников. Когда исследуем старые виды тренажеров и другие различные приспособления для тренировки наших древних мастеров, то гордимся их знаниями, опытом и умением использовать всевозможные средства для достижения победы в борьбе за свое существование.
Разнообразные движения сопровождаются различными угрожающими криками, и это не просто повторение, копирование криков животных. Обычно такие психологические маневры имеют большое значение, особенно в начале боя. Этот эффект сейчас общеизвестен и часто применяется в современных видах спорта. Так называемые «кричащие» стили борьбы характерны для районов Мгэ-Ан, Тхань-Хоа, где и сейчас еще сохраняются многие формы этого метода тренировки.
Изучение древней архитектуры Вьетнама еще больше подтвердило мою уверенность в существовании отличительных черт культуры нашего народа, в том числе и боевого искусства. Поэтому, как и другие древние вьетнамские искусства, наше боевое искусство имеет следующие отличительные черты:
- принципы не жесткомеханические;
- направлено к эффектам, но не формально;
- стремление к совершенствованию личных качеств.
Если наше боевое искусство сравнивать только с китайскими стилями борьбы, то можно выделить следующие отличия:
во-первых, стойки подвижные, не слишком жестко и низко опирающиеся на землю, легко меняющиеся, неопределенные, легкие перемещения и вращения;
во-вторых, много обманных движений;
в-третьих, положение рук, приемы руками выражают идею защиты больше, чем нападения и не имеют жестких правил;
в-четвертых, особенно если боец небольшого роста, в поединке рациональнее использовать ближний бой, характерными чертами которого являются несильные, высокие, далеко вытянутые удары и движения, использующие технику скольжения, вращения, придавливания и приклеивания;
в-пятых, неопределенная техника перемещения, носящая обманный характер, в которой редки прямые столкновения, а прежде всего обеспечивается надежная собственная защита; схемы и формы перемещения не жесткие, а подвижные и зависят от конкретной ситуации.
Хочу отметить отличие вьетнамских видов боевого искусства от главных стилей китайского боевого искусства. С одной стороны, борьба людей маленького роста и небольшой физической силы, которые используют собственные способности, чтобы победить, поэтому ее можно назвать «игрой без правил». С другой – борьба рослых, физически сильных людей, в которой имеются четкие правила со стандартной системой упражнений, отработанных временем. В конечном счете, цена борьбы – это жизнь или смерть, что исключает всякие правила.
Из вышеизложенных различий можно сделать вывод, что вьетнамские виды борьбы носят защитный, а не агрессивный, атакующий характер, поэтому Куен и тренировки являются необходимостью для существования.
Если рассматривать различия вьетнамских и китайских боевых искусств с точки зрения специфики духовной и трудовой жизни, то для Вьетнама характерны мелкие сельские хозяйства, в основном концентрирующиеся в районах рек и озер с религией солнца, что мало способствовало изменениям в духовной жизни, особенно в поселках и деревнях. Хотя наш народ очень любит боевое искусство, и история его славится самоотверженными подвигами и великими победами, он миролюбив, поэтому в жизни редко увидишь изображения людей, убивающих друг друга, а боевое искусство носит гуманный характер.
Вернемся к нашей теме «Куен». Куен – это последовательность непрерывных движений, расположенных в определенном порядке, что помогает занимающемуся развить хорошую координацию движений рук, ног, быстроту реакции, повысить физическую подготовку и выносливость организма, научиться хорошо управлять всеми частями тела, максимально использовать свой потенциал для достижения совершенства.
Куен содержат всю основную технику перемещения, стойки, связки, различные удары, которые ученик должен хорошо усвоить, чтобы в дальнейшем грамотно использовать в конкретной ситуации и выбирать правильную тактику в каждом бою.
Техника Куен очень разнообразна. Выполняя какой-то конкретный прием, боец должен сочетать различные движения отдельных частей тела (рук, ног, корпуса), а также правильно выбирать ритм, направление и силу: медленно или быстро, сильно или легко, прямо или со стороны, близкая или дальняя дистанция, высоко или низко, обманное движение или прямой решительный удар, один удар или серия различных ударов. В Куен различны и формы перемещений: простой шаг, прыжок, падение или поворот. Все зависит от конкретной ситуации.
Метод тренировки Куен имеет два направления:
- тренировка чистой техники;
- тренировка с воображаемым противником.