Куен – это творчество, это умение найти во Вселенной нужное и приемлемое, это искусство превращений.
Всякое существо сильно своими индивидуальными качествами, которые способствуют восприятию и излучению энергии, превращению и существованию
Основываясь на этой идее, люди с давних времен наблюдали за природой, за животными, перенимали их повадки, считая своими учителями.
Гибкость и прочность лианы, острие отсеченной поверхности бамбука, быстрота и ловкость обезьяны, пластичность змеи, спокойствие и устойчивость медведя, сила и смелость тигра и слона, мягкость и грациозность кошки, неопределенность облака, стремительность ветра, неподвижность горы – все это соединяется в Кхи (энергии), Ам-Зыонг (Инь и Ян), образует Вселенную и направлено в человека.
Когда мастера объясняют, что такое Куен, они говорят:
Небо и земля имеют все, надо только отворить двери своего сознания, понять, поставить на свое место
На первый взгляд такое объяснение кажется слишком абстрактным, непонятным, но если хорошо вдуматься, нельзя не согласиться с ним. В детстве я понимал Куен как последовательность непрерывных движений, приемов, ударов, рационально сочетающихся друг с другом и содержащих в себе подход к отработке мастерства.
Куен имеют различные направления:
- оздоровительное, или медицинское (Куен-зыонг-шинь);
- подражания (Куен-ньяй-конг);
- внешнее (Куен-нгоай-конг);
- для парных упражнений (Куен-зиао-фап);
- для развития интуиции (И-зиао);
- с оружием;
- особое.
Любая школа в своей системе упражнений имеет различные Куен «подражания», которые являются оригинальными древними методами тренировок. Например, китайские стили «дракон», «тигр», «черепаха» школы Шаолинь или пять форм школы Винчун. Главной идеей китайской школы Удан является идея даосизма и конфуцианства, которая основана на теории Инь и Ян и рассматривает все явления мира соответствующим образом.
Сами названия наших Куен: «Куен тигра», «Куен змеи», «Куен танцующего облака», «Куен обезьяны», выражают Куен «отражения» школы Нят-Нам.
В выступлениях мастеров боевого искусства можно наблюдать множество движений, характерных для животных (захваты тигра, гибкое скольжение змеи, ловкие увертки обезьяны), которые на первый взгляд кажутся простыми. На самом деле в течение долгих лет поколениями мастеров эти движения выбирались, систематизировались и шлифовались, чтобы стать «своими». Идея «отражения» есть выражение любви к природе, желания самосовершенствования, она является сутью любви и культуры человека. В современной науке существует направление, которое называется «Биологическое отражение», рассматривающее и изучающее явления природы в приложении к человеку как к частичке этой природы. «Повторение», в понимании мастеров Востока, это не формальное копирование каких-либо движений или явлений, а умение управлять своей жизненной энергией до степени полного слияния с природой, когда микрокосмос растворяется в макрокосмосе, и наоборот.
Первым этапом «подражания» является формальное повторение, затем человек устремляет взор внутрь себя, в свой духовный мир, преодолевая трудности на этом пути, творчески совершенствуется, постигает мир, а значит, становится его хозяином. Шагая по тернистой дороге постижения самого себя и окружающего мира, человек сближается с природой: дышит воздухом, наслаждается красотой и величием неба, ходит босиком по земле, питается ее дарами, пьет воду из реки, лечится травами. Это все так естественно и просто, как сама природа. Но осознать, понять и прочувствовать глубину и суть этой простоты может только мудрец. Старые мастера в методике тренировки боевого искусства использовали в какой-то степени элементы мистики, магии и гипноза. Но, конечно, главную роль в достижении мастерства, в постижении великой мудрости единства всего сущего играет вера человека в могущественную и таинственную силу неба и матери-земли.
Многие видят в медитации только ее внешнюю сторону, а потому она им кажется чем-то мистическим. Медитация – это достижение внутренней гармонии, это величайшая концентрация воли, высшее мастерство, которого может достичь только тот, кто понимает истину единения земли и неба. Ровная циркуляция внутренней энергии Кхи в системе энергетических каналов, урегулирование внутренних движений, уравновешивание соотношений между органами – это процессы, играющие главную роль в сохранении гармонии духа и тела, а значит, здоровья человека. На этом понятии и базируется принцип лечения в восточной медицине. Организм человека имеет способность самовосстанавливаться, и роль врача заключается в том, чтобы дать ему эту возможность, отрегулировав процесс движения потока Кхи, то есть аккумулировать внутреннюю энергию в нужную часть тела или орган, где-то ее увеличить, где-то уменьшить, чтобы достичь равновесия в организме. Это приводит к ровному движению Кхи, и таким образом побеждается болезнь. В процессе психологического лечения или медитации, что близко к самовнушению, в организме обнаруживаются таинственные силы, возникновение которых невозможно объяснить современными законами физики. Сейчас это общепризнанный факт.
Еще одну черту следует отметить в «подражании». Это результат долгой практической «шлифовки» и избирательности, а не простая копия. Сильное и быстрое побеждает, оптимальное и рациональное остается и развивается. В многовековой истории войн одни государства одерживали победу над другими благодаря своей «природной» силе. Эта несправедливость рождает активное желание самосовершенствоваться. Таким образом, боевое искусство существовало как секретное и драгоценное оружие, передаваемое из поколения в поколение, постепенно совершенствуясь и приобретая для каждого народа свои характерные особенности. Например, самурайство японцев, благородство европейской аристократии, справедливость и героизм китайцев. Главными чертами вьетнамского народа являются патриотизм, гордость, свободолюбие и независимость. Это и есть причина победы вьетнамского народа в борьбе против иностранных агрессоров. Оригинальной чертой характера вьетнамцев является боевой дух и любовь к боевому искусству.
Мне очень жаль тех, кто, занимаясь долгие годы восточным Куен, культивирует его только как чистый вид спорта. Куен сложен, он указывает Дао (Путь) совершенствования личности. В Куен есть душа, дух, форма и сущность движения Кхи. Чтобы совершить далекий путь, надо взять с собой все необходимое. Тренировка Куен должна стать привычкой, обыденной и естественной, в которой мышление и действие слиты воедино, а руки и ноги развиты и подвижны:
руки и ноги, когда вытянуты, достигают бесконечности, когда согнуты – охватывают Вселенную
При выполнении Куен человек находится в духовном полете, дух его бодр и стремится к добру и человечности, избавляясь от злых мыслей и дурных поступков. У каждого есть тайное желание – однажды утром проснуться совершенным, но такое желание не выполнимо без постоянной, длительной и упорной работы над собой.
Нелегко понять скрытую сторону Куен, когда в жестком скрывается мягкость, а статике – движение, в плавности и пластичности – сильный и неравномерный поток (то «удлинение», то «сокращение»), различие и в то же время единство составляют главный принцип противоположностей.
Так что Куен для людей Востока является искусством движения, гармонично сочетающий силу, ловкость, пластичность, выносливость в едином неделимом ритме, что рождает гармонию человека и природы. Куен формирует очищенный дух, доброжелательные мысли, любовь к людям.