В загадочной стране профессора Нго Суан Биня щедро пламенеют букеты диковинных цветов, плывут облака, как разноцветные детские шары—символ воспоминаний, надежд. А еще в этой стране обилие контрастов. Красочные пятна желтого, красного, черного неожиданно врываются в ритмы сочного изумруда, синевы. Как ни странно, это соседство приносит чувство исцеления. Отчего? Наверно, всего темного. Мгновение — и ты паришь над собой, среди этих осенних пролесков, стогов сена, узких улочек с восточным колоритом невысоких домов. Даже самые простые, знакомые с детств пейзажи — березы, тихая речушка, озеро—вдруг обретаю под кистью мастера неведомую силу, вырастают в поэзию страстей, мыслей. - В моих картинах действительно много тревожности и борьбы, — говорит Нго Cyaн Бинь.—Это видно даже в названиях: «Скрытая радость», «Страдающий человек», «Беспокойство». Самое главное для каждого из нас — вечное совершенствование, стремление к свету, духовности. Борьба с самим собой нелегка, она длиться всю жизнь и не дается без потерь и ошибок. Стать сильнее и чище, можно лишь преодолев собственные слабости и сомнения, перешагнув через "эго" личного «я». Об этом много размышляет восточная философия. Об этом пытаюсь сказать в своих полотнах, маленьких главах единой поэмы о человеке в красках. Особенно впечатляет эта поэмa в домашней галерее профессора, в которую давно превращена его квартира. За чашкой вьетнамского чая с ароматным привкусом чуть горьковатой восточной травы гостеприимный хозяин весьма разговорчив. Правда, пока беседа ведется с помощью переводчика. Бинь мечтает в совершенстве выучить русский язык, чтобы чувствовать себя так же свободно, как наедине с холстом. Когда пишется всю ночь напролет, пока не светлеет за окном. Начинается рабочий день. С девяти утра профессор принимает в одной из поликлиник города больных. За два года пребывания в Минске он излечил немало тяжких недугов. Сейчас заканчивает книгу о восточных методах врачевания с помощью точечного массажа. В ближайшем будущем она вместе с другим изданием «Основы Нят-Нам» выйдет в одном из белорусских издательств. Времени практически не хватает. Трудовой график насыщен. Почти ежедневно Бинь ведет занятия в секциях школы Нят-Нам. Многие его ученики уже открыли самостоятельные курсы и успешно продолжают дело учителя.
|
|
В свободные вечера он пишет стихи, пьет чай с друзьями. После этих встреч нередко появляются картины-воспоминания. Например, о войне, которую каждый вьетнамец знает не понаслышке. Нго Суан Биня она застала ребенком. Вместо игр он на всю жизнь заполнил запах пороха, непроходящее чувство утраты. Может быть, поэтому в его полотнах немало оголенных деревьев, тяжелых холмов, впадин; неумолимо рушится радужный, созданный для счастья мир. И все равно рядом с темным прошлым, которое обычно у него помещается в нижней части картины, словно радуга пробиваются вверх лучи света, тепла. Как верно сказал один из давних учеников Биня, впечатление, будто в истомившуюся душу попал осколок доброго зеркала, обновив все вокруг свежестью утра, сиянием далеких космических миров. Начинаешь больше понимать себя, других живущих рядом людей. Во Вьетнаме растут две девочки. Старшей из них семнадцать лет. Правда, у каждой из них свои увлечения и представления о месте в жизни. Видимо, никто не пойдет по стопам отца. Да и нужно ли? По крайней мере, так думает 37-летиий профессор. Есть у него и небольшой дом у моря, который он очень любит и часто вспоминает в Белоруссии, такой непохожей на далекую родину. - Здесь, в Белоруссии, у меня словно открылось второе дыхание, - признается Бинь. - Появился новый желтый цвет, цвет осени, опавших листьев. Хорошо понимаю Левитана, столько картин посвятившего именно этой поре года. Такой проникновенной красоты прежде никогда не видел. Понравился и Минск, где каждая улица похожа на огромный сад, столько повсюду зелени, скверов. Может быть, поэтому здесь такие красивые люди. Жаль только, что сейчас так много проблем. Особенно грустно видеть равнодушие и бездуховность молодежи. Опасный симптом для будущего. Однако надеюсь: все у вас наладится. Что касается лично меня, продолжаю писать. Возможно, на прощание состоится еще одна выставка. Кое-что из белорусского дневника увезу домой, пусть во Вьетнаме чуть больше узнают о вашем удивительном крае.
|
|