Имя профессора воинских искусств Нго Суан Биня уже довольно широко известно в Минске, где он открыл школу вьетнамской национальной борьбы Нят-Нам. Но мало кто знал до недавних пор, что профессор не только достиг вершин в искусстве борьбы, но и мастерски владеет кистью живописца. Наша первая встреча с Нго Суан Бинем состоялась на квартире, которую он снимает вместе со своим помощником инструктором Чан Фу Кы. Тогда бросилась в глаза чисто спартанская обстановка их жилища, скорее напоминающего спортзал из-за боксерских мешков, груш и зеркал, висящих повсюду. Однако эту простую, суровую атмосферу неожиданно оживляли сочные, солнечные пятна множества картин, лежащих на полу и прислоненных к стенам почти по всему периметру комнаты. Увидев все это великолепие я поинтересовался, чтобы оно значило, и узнал, что, оказывается, по профессии Нго Суан Бинь преподаватель живописи. Такое сочетание жесткого бойца и тонкого художника было как-то неожиданно. Ведь по видеобоевикам мы привыкли видеть мастеров восточных единоборств этакими суперменами, крошащими своими железными кулаками все вокруг, лишенными всякой сентиментальности и каких-либо тонких движений души. В жизни же, выходит, не все так просто как на экране. Гортанные воинственные крики и железные кулаки могут, оказывается, превратиться когда нужно, в ласковый, мелодичный звук поэтической строфы и мягкость кисти живописца. Не мешают ли борьба и живопись друг другу, поинтересовался я тогда у мастера. Совсем нет, ответил он, скорее, наоборот. Они тесно переплетаются вместе, помогая и взаимодополняя друг друга. Ведь Нят-Нам, которым я занимаюсь, не просто единоборство и соперничество, а искусство борьбы. Если кто-то хочет реализовать свои агрессивные, человеконенавистнические устремления, то ему совсем ни к чему овладевать, проливая потоки пота на тренировках, техникой Нят-Нам или какой-то другой борьбы. Он может взять в руку камень или палку, спрятаться за угол и сделать свое дело. И цель будет достигнута, и время на ее достижение затрачено минимальное. Задача же нашей борьбы — через физическое здоровье привести человека к здоровью духовному. Внутренняя чистота, высокая нравственность, богатая внутренняя жизнь, духовность — это и есть вершина человеческой жизни, к которой его ведут живопись, музыка, литература — все то, что называется искусством, к которому в равной мере относится и наша борьба, помогающая человеку достичь совершенства. В углу комнаты я заметил гитару. Оказалось, что мой собеседник играет на этом инструменте и пишет к тому же еще и стихи. Словом, профессор Нго Суан Бинь - живой пример того, что древняя система боевого искусства не делает из своего ученика какую-то машину, способную только наносить сокрушительные удары руками и ногами, а позволяет ему реализовать и совершенствовать заложенные в нем творческие задатки.
|
|
— Мы в вашей республике не очень давно, — сказал мне тогда профессор, — и поэтому очень многое хочется еще узнать, повидать и оставить потом свои впечатления на холсте. И вот задуманное Нго Cуaн Бинем уже реализовано. Недавно в Доме искусств на Ленинском проспекте прошла выставке картин профессора, в которых он приоткрыл нам свой внутренний мир поэта, художника, философа и бойца. — Эти картины, — сказал автор, — я писал в свободное от тренировок время, на протяжении пяти месяцев, которые нахожусь в Минске. Написал их для того, чтобы достичь внутреннего равновесия. В основном это философские размышления. Мысли и образы, отраженные здесь, пришли ко мне во время занятий борьбой или же во сне. Я хотел показать состояние между реальностью и нереальностью, между жизнью и смертью, между настоящим и прошлым, показать борьбу между добром и злом. Я впервые в вашей стране и первый раз вижу золотую осень. Самое огромное впечатление — это ее краски, и именно эти цвета отражены на моих картинах. Некоторые работы - это тоска по родине, родным и близким. Основная задача моей выставки — показать мышление человека Востока. Я думаю, что это даст нам возможность лучше познать друг друга. В своих работах я стремился выразить любовь к жизни, и потому моя манера письма динамична как сама жизнь. Многие люди сейчас устали от ее бешеного ритма. Нарушено равновесие между внутренним и внешним миром. Я хочу, чтобы люди, приходя на мою выставку, находили здесь утерянную гармонию. Действительно, несколько необычна для нас манера письма вьетнамского мастера. Перед некоторыми его картинами приходится долго стоять и всматриваться в них, постепенно погружаясь и бушующий водоворот ярчайшей палитры, заряжаясь той бешеной, неукротимой энергией, которую она сконцентрировала в себе. Возле других же картин на тебя находит какое-то умиротворение, спокойствие и очищение, и тебе хочется быть мягким, добрым и улыбчивым. И тут вдруг новый всплеск, чего-то еще неясного, неосознанного и потому притягательного. Полотна Нго Суан Биня - это сгусток чувств, эмоций, ощущений и мыслей. В них нет какого-то одного сюжета — это комок, переплетение множества жизненных линий, ситуаций и состояний. Это взгляд в далекое будущее и оставшееся позади прошлое, это буйство, вакханалия безудержного веселья и в то же время грусть, тоска, отчаяние. Удивительное многообразие, загадочность форм, линий, сложность, неуловимость, многозначность смысла. Описать словами эти картины сложно, они — как музыка — обращаются к душе, чувствам И разуму человека. Кисть живописца Нго Суан Биня так же стремительна, непредсказуема и неуловима, как и ее хозяин во время демонстрации своего боевого искусства, тесно переплевшегося в нем с другими формами самовыражения, самопознания и самосовершенства.
|
|